О центре

Пошатово

Географическое положение

 

ЦРТиПСИ «Лидер» находится в 45 км. от г.Арзамаса на территории соснового бора, в междуречье р. Сережа и р. Ковакса, по соседству с Пустынским заказником.

 

Месторасположение Центра:

Пустынский заказник Арзамасского района 


             Пустынский заказник в Арзамасском районе Нижегородской области представляет собой лесной массив площадью 6 200 гектаров в бассейне р.Сережа между селом Старая Пустынь и деревней Меньшиково. Основная достопримечательность Пустынского природного комплекса - восемь глубоководных (до 14 м) карстовых озер (Великое, Святой Глубокое, Кругленькое, Паровое, Нарбус и Карасево), связанных в единую систему общей площадью 3000 гектаров. Они возникли в результате карстовых процессов в русле реки Сережа и на прилегающей территории. Озера отличаются исключительным флористическим богатством (в них произрастают 115 видов водных и прибрежных растений). 
Пустынский заказник Арзамасского района находится в 33 км на северо-запад от города Арзамас, в природной зоне хвойно-широколиственных лесов русской равнины. Пустынский заказник удивительно богат и разнообразен растительным миром. Здесь произрастает более 700 видов растений из 1200 встречающихся в Нижегородской области. Из них 7 видов внесены в Красную книгу Российской Федерации, 21 вид внесен в Красную книгу Нижегородской области. В Пустынском заказнике много карстовых воронок и провалов, живописны высокие дюнные всхолмления. Леса - основа природных богатств заказника. Их типы разнообразны. В основном это сложные елово-сосново-липняковые сообщества. В Пустынском заповеднике встречаются деревья старше 2000 лет 35-метровой высоты, диаметром 80-90 см. 
Животный мир Пустынского заказника по богатству не уступает растительному. В Старой Пустыни можно встретить 36 из 64 видов млекопитающих - обитателей нашей области. Есть и редкие животные: выхухоль, речной бобр, выдра и лесная куница. Здесь встречаются 160 из 260 видов птиц области, гнездятся беркут сапсан и скопа. 

 Название посёлка Пошатово происходит от мордовского (языческого) имени Пошат (он был, вероятно, глава рода, первопоселенец на этом месте). Т.е. селение было изначально мордовским, вот вам и женщины с лошадиными головами отсюда.

Позднее народное объяснение названия говорит так: в грязи застряла телега то ли с помещиком, то ли с попом, и мужики не могли никак её вытащить. На то помещик начал кричать им: «А вы её пошатывайте! Пошатывайте!» Вот отсюда и название, типа, пошло . Другое предание говорит о песках у села. Третья версия максимально проста и близка: «Говорят, пьяный мужик шёл, пошатывался, так и прозвали Пошатово.»

По Серёже верхом на камне…

Название «Пустынь» означает, что в этих местах не было (на момент основания деревни) поселений людей, а затем и возникли «пустынки» - обители отшельников-раскольников. Деревня Пустынь возникла в XVII веке и была связана с Девориным женским монастырём, от которого сейчас сохранилось урочище Деворино к югу-востоку от Старой Пустыни. Монастырь был основан в конце XVII века Авдотьей Петровной Нарышкиной, постриженной под именем Деворы. Как говорят, «раскольницей она была. Сослали её сюда триста лет назад. …И стал тут раскольничий скит. На этом месте потом появилось село, жили в котором старообрядцы. Назвали его Пустынь: место-то пустынное, глухое было».

Столетний старец Лупан из Старой Пустыни (Лупан Антонович Антонов) так, по-старому высокопарно делился своей раскольничьей мудростью о родных глухоманных местах: «Благодать великая здесь разлита – истинная слово – в озёрах чистых, в лесах, в звере и птицы, их населяющих! Оберегать благодать сию – это истинное назначение человека, диавольскому соблазну не доступного. Невозможно судьбе противиться. Однако говорится: будут реки мутиться и иссыхать, будет исчезать лес, не станет птиц в небесах и рыб в водах, и признаки сии укажут на приближение конца света», – это говорил старый Лупан про Пустынь.

Другая легенда повествует, что жили здесь на месте Пустыни и монастыря «старые люди монашки». И приплыла к ним как-то раз сюда Богородица по реке, верхом на камушке. Это была икона Богородицы, хотя для молящихся здесь это было одно и то же. Монашки отправляли несколько раз её назад, но Богородица приплывала снова. Так, специально для этой чудной иконы построили здесь церковь, а затем и деревню – Пустынь. А затем и люди стали на святое это место приходить и селиться.

Название озера «Паровое» связано с особым микроклиматом над ним: здесь особенно часто наблюдаются туманы, стоящие над водой. Озеро Великое (Глубокое) – наибольшее в системе Пустынских озёр, т.е. «великое» - в смысле «самое большое». Озеро Долгое – вытянуто в длину на 3 км, отсюда и название. Название озера Нарбус народное сознание связывает со словом «арбуз» - мол, такое же круглое. Вероятнее всего, происходит от мордовского мужского имени Нарус.
Также возможна связь этого названия со следующими эрзянским словами:
«Нардамс» - «грести вёслами»; «нарвамс» - «выводить, высиживать птенцов».

Название реки Серёжа наивные народные объяснения связывают с утонувшим в ней давным-давно молодым парнем Серёжей. Существует несколько вариантов, поистине, мыльных опер, в которых действуют: крепостная девушка – несчастная мать, умирающая во цвете лет и отец, гибнущий на войне; брат, угнанный в рекрутчину, растущий его младшой – красавец Серёжа и девушка – то ли Дуняша, то ли Алёнушка, которая любит Серёжу, но бывает изнасилована молодым барином. Паренька казнят или топят, девушка трогается умом, ходит и зовёт на реку Серёжу. Родившегося у неё первенца называет Серёжей, ну и в остальных поколениях всех мальчиков отчего-то прозывают также.
«Так с тех в селе эта фамилия бытует, только ничего смешного в ней нет», - подытоживает рассказчик из села Вад. И «речку с тех пор называют Серёжей в память о великой любви девушки к вольному парню». Вот так вот, братцы.
На самом деле, как полагают этнолингвисты, «Серёжа» – это древнее, перековерканное несколько раз слово.
«Сер/сор/ср» - индоевропейский корень со значением «течь, струиться».
Возможно также: «Сары/Сара» - тюркский корень со значением «жёлтый, рыжий, ржавого цвета», что может соотноситься с цветом воды.
Вторая часть названия - финно-угорский гидроформант (т.е. кусочек-приставочка, означающий «река, текущая вода»): «-ша/-жа/-са/-за/-га».
Т.е. более древнее звучание названия реки отражает жизнь различных этносов на этой территории и звучит как: «серобша» - «полноводная река»

 

Спектр возможностей

- профильные смены;

- обучающие семинары и конференции;

- молодежные форумы;

- спортивные сборы;

- семейный отдых;

- отдых для пенсионеров.

 

Материальная база

  • два двухэтажных спальных корпуса;
  • 2х – 4х местные комнаты в блоке, в каждом из которых расположена уютная комната отдыха, обустроены туалет и душевая, имеется стиральная машина-автомат, гладильная доска и утюг;
  • актовый зал на 60 мест с музыкальным, мультимедийным оборудованием, караоке;
  • конференц – зал имеющий 13 компьютерных мест, мультимедийное оборудование;
  • методический кабинет, оснащенный компьютерной техникой, с доступом в интернет;
  • обеденный зал на 60 мест;
  • тренажерный зал, оснащенный беговой дорожкой, несколькими силовыми тренажерами, шведской стенкой;
  • настольный теннис; спортивное оборудование для проведения спортивных мероприятий, состязаний и забав;
  • открытая спортивная площадка для игры в футбол, хоккей;
  • уличная детская игровая площадка;
  • медпункт;
  • баня.

 

 

 

 

P1110134  P1110135  P1110138

P1110142  P1110203  P1110209

 

 

Copyright © 2018 ЦРТ Лидер. All Rights Reserved. Developed by Templatemesh